ПРЕСС-РЕЛИЗ по основным вопросам установления тарифа

ПРЕСС-РЕЛИЗ по основным вопросам установления тарифа для участников индустриальных зон

  1. Чем руководствуется АО «СПК «Shymkent» (далее – АО) при установлении тарифа для участников индустриальных зон?

Согласно ст. 45 Закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах», Управляющая компания индустриальной зоны предоставляет участникам коммунальные, логистические и сервисные услуги, в том числе услуги по обслуживанию инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

В соответствии со ст.48 Закона, финансирование деятельности управляющей компании осуществляется за счет:

  • вознаграждения за услуги, предоставляемые управляющей компанией участникам ИЗ;
  • доходов от сдачи в субаренду земельных участков;
  • иного имущества или за счет бюджетных средств.

 

  1. Почему необходимо было пересмотреть тариф?

Деятельность управляющей компании является убыточной.

По результатам 2023 года итоги финансово-хозяйственной деятельности следующие:

– доходы – 29,5 млн тенге;

– расходы – 123 млн тенге, которые включают обслуживание электрической подстанции, охрану территорий индустриальных зон (далее – ИЗ), содержание и облагораживание территорий ИЗ, содержание работников 15 чел. (специалисты и менеджеры по сопровождению и мониторингу проектов, по реализации решений акимата по статусу и субаренде земельных участков – порядка 500 договоров, определение координат предоставленных участков), установка флагштоков, обновление баннеров, выставочных конструкций, мобильных стендов, запасных частей и материалов для хозяйственных нужд.

Убытки управляющей компании возмещались за счет других проектов СПК, не связанных с деятельностью ИЗ, без бюджетного финансирования.

Практика показывает, что инвестор, получив земельный участок в ИЗ бесплатно, не заинтересован в содержании и облагораживании прилегающей территории, зачастую доходит до нарушения санитарных условий. При этом имеются общие территории обслуживания, относящиеся ко всем участникам индустриальной зоны.

 

  1. В чем отличие старого и нового тарифа?

Тариф для сдачи в субаренду земельных участков за 1 кв.м. был утвержден решением АО в 2021 году в размере 21,14 тенге в год или 1,8 тенге в месяц. Установленный тариф эквивалентен сумме земельного налога. При аренде земельного участка вне индустриальной зоны предприниматель также обязан оплачивать 1,8 тенге за 1м2 в месяц в виде земельного налога.

В связи с убыточной деятельностью управляющей компании, решением Правления АО в 2024 году утверждён тариф в размере 5 тенге за 1м2 в месяц, который включает:

– 1,8 тенге за 1м2 за субаренду земельного участка (без изменения);

– 3,2 тенге за 1м2 для оказания сервисных услуг (охрана и уборка прилегающей территории, вывоз мусора, надлежащая работа подводящих инженерных коммуникаций, благоустройство и содержание территорий ИЗ, ликвидация последствий аварий на общих коммуникациях).

 

  1. Имеются ли какие-либо льготы или скидки в тарифах?

В связи с задержкой сроков сдачи объектов инфраструктуры в эксплуатацию, участники индустриальных зон «Жулдыз», «Бозарык» и «Транспортно-логистический центр» освобождены от оплаты 3,2 тенге за 1м2 до ввода объектов общих коммуникаций в эксплуатацию, которые строятся за счет государства. Оплачивают 3,2 тенге за 1м2 в месяц участники ИЗ «Тассай» и «Онтустiк» (для урегулирования расчетов участникам необходимо заключить дополнительное соглашение).

После сдачи объекта строительства в эксплуатацию участник имеет право, согласно статье 119-2 Земельного кодекса Республики Казахстан, выкупить земельный участок по кадастровой стоимости. Это освобождает его от арендной платы в размере 1,8 тенге за 1 м² в месяц.

Таким образом, тариф снижается на 36% при завершении периода строительства, который сопровождается обслуживанием управляющей компанией.

 

  1. Какие последствия при отказе от заключения договора участниками ИЗ или при неисполнении обязательств по оплате по договору?

В случае отказа от заключения договора или несоблюдения его условий:

  • участник теряет статус участника ИЗ;
  • утратит возможность получения сниженного на 40% тарифа за электроэнергию;
  • участник самостоятельно устраняет последствия аварийных ситуаций.

 

  1. На сколько обоснован тариф для участников индустриальных зон?

Тариф суммарно в 5 тенге в год за 1 кв.м. или 600 тыс. тг. за 1 га в год, считается не высоким. К примеру, для сравнения:

  • заработная плата только одного рабочего специалиста-сварщика со всеми отчислениями в бюджет в год составит более 3 млн. тг.;
  • средняя стоимость аренды промышленных баз за 1 кв.м. составляет
    1000 тг. в месяц или 12000тг. в год, что в 200 раз выше установленного тарифа;
  • услуги КСК в год за 1 квартиру площадью в 100 кв.м. при тарифе 50 тг. за квадратный метр в год составят 60 тыс. тг.;
  • на площади 1 га при условном размещении 10 коттеджей (10 соток)
    и делении утвержденного тарифа на один коттедж, сумма составит 60 тыс. тг. в год, что существенно ниже рыночной цены;
  • на 1 га площади в ИЗ как правило предлагаются инвесторами проекты

с миллиардными доходами.

Необходимо отметить, что, выкуп участка по кадастровой стоимости осуществляется за счет доходов от бизнеса после ввода объекта в эксплуатацию.

Кроме того, тариф установлен с учетом перспектив расширения индустриальных зон. В противном случае для баланса доходов и расходов пришлось бы дополнительно увеличить тариф более чем в 2 раза.

 

  1. Сколько в 2024 году собрали денежных средств и куда они тратятся?

За девять месяцев текущего года:

– поступления денежных средств по установленным тарифам составили –

21,9 млн. тг.

– расходы – 162,8 млн. тг, в том числе содержание подстанций на территориях индустриальных зон – 27,6 млн. тг, покупка экскаватора погрузчика – 48,5 млн. тг., заработная плата персонала управляющей компании – 75,6 млн. тг.

Таким образом, средства, полученные в 2024 году, пока не в полном объеме покрывают только затраты на содержание подстанций.

Для обеспечения безубыточного результата ведется работа по наполнению индустриальных зон новыми проектами и своевременной оплате услуг за обслуживание.

 

  1. Какой эффект ожидается в целом для каждой из сторон?

Для инвесторов:            

– осуществление деятельности в индустриальной зоне позволяет получать электроэнергию дешевле на 40% чем в городе (25 тг. вместо 41,44 тг. за 1 кВт).

При этом большинство участников индустриальных зон являются средними и крупными потребителями электроэнергии с расходами за электроэнергию от 100 млн. тг. в год. Таким образом, вне территории индустриальной зоны у таких предпринимателей возникли бы дополнительные, существенные расходы.

– повышение качества услуг/сервиса управляющей компании.

               

          Для СПК:

–   вывод деятельности управляющей компании на принципы самофинансирования и самоокупаемости;

– создание финансового резерва на случай возникновения необходимости устранения последствий ЧП или аварий.

Для государства:

– оптимизация заявок потенциальных резидентов на земельные участки с более рациональным использованием государственных площадей;

– рациональное распределение площадей дает возможность заселения в ИЗ большего количества участников, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и увеличению поступлений в бюджет города.

 

_______________________________________

Ваша заявка отправлена. Спасибо!